Профориентация

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель профессиональной ориентации обучающихся – содействие своевременному и осознанному выбору профессии, профессиональной образовательной организации, иных форм профессиональной подготовки, а также их трудоустройству и социально-профессиональной адаптации, воспитание конкурентно способного специалиста, обладающего активной жизненной позицией и профессиональной мобильностью.

Основные задачи профориентационной работы в школе:

— обеспечение прав и социальных гарантий обучающихся в сфере профориентации;

-создание условий для обеспечения организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся через систему работы педагогических работников, сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, центрами профориентационной работы, совместную деятельность с родителями (законными представителями);

 — развитие познавательных и профессиональных интересов обучающихся, ключевых компетенций, составляющих основу дальнейшего профессионального образования и ориентации в мире профессий, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

-содействие непрерывному профессиональному росту как важнейшему условию удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом.

  1. Основные направления деятельности профориентационной работы

1.1. Профессиональное информирование (просвещение).
Предусматривает предоставление обучающимся актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий, требования профессий к человеку, возможности профессиональной карьеры, информацию о профессиональных учебных заведениях, потребности региона в квалифицированных кадрах, содержание и перспективы развития рынка труда.
Формы работы: библиотечные уроки, классные часы, беседы, диспуты, лекции профориентационной тематики; экскурсии (на предприятия, организации, учреждения дополнительного образования и учреждения, входящие в сетевое взаимодействие по организации профориентации обучающихся); ролевые и деловые игры; встречи с руководителями предприятий, с передовиками производства, молодыми специалистами.
Проведение дополнительных индивидуальных занятий с обучающимися, испытывающими трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.
1.2. Профессиональное консультирование – это система оказания действенной помощи в профессиональном самоопределении обучающихся, основанная на изучении личности. Основная задача заключается в выявлении внутренних ресурсов личности и раскрытия путей осознания себя в процессе профессионального самоопределения.
Формы работы: наблюдение за деятельностью и развитием обучающегося; изучение результатов учебной и внеучебной деятельности; проведение индивидуального профконсультирования для обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся; проведение группового профконсультирования и карьерного консультирования для обучающихся; анкетирование; тестирование; проведение профконсультаций для педагогических работников по темам профориентационной работы с обучающимися.
1.3. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов обучающихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду.
Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
1.4.Практико-ориентированное:
— обобщение и тиражирование положительного опыта через следующие мероприятия: выступления на научно-практических конференциях разного уровня, семинарах, круглых столах;
— участие обучающихся в конкурсах и научно-практических конференциях по вопросам профориентации на разных уровнях, в выставках, проектах, акциях профориентационного характера;
-проведение  профессиональных проб;
-проведение мастер-классов;
1.5. Профессиональная диагностика – система применения диагностических и профориентационных методик для выявления профессиональных интересов и склонностей, изучения личности подростков, процесса роста, формирования качеств, способностей, мотивов в профессиональной направленности.
Формы работы:

-профессиональные опросы и анкетирование обучающихся;

-психодиагностическое тестирование;

-профориентационные карты, формирование индивидуального профориентационного мар-шрута обучающегося и др.;

— обработка и анализ результатов диагностики.
1.6. Системное проведение мониторинга профессионального самоопределения обучающихся, результативности работы общеобразовательного учреждения по профессиональной ориентации выпускников школ.
1.7. Повышение квалификации педагогических работников школы по вопросам профориентации обучающихся.

В создании профориентационного пространства участвуют все участники образовательной деятельности, а также социальные партнёры школы.

2.Основные принципы

 -равные возможности получения профориентационных услуг независимо от места проживания, учебы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения;

-доступность профессиональной и иной информации, необходимой для выбора  профессии, формы обучения и трудоустройства;

-добровольность получения профориентационных услуг для всех социальных групп;

-конфиденциальный и рекомендательный характер профконсультаций и профессионального подбора, соблюдение специалистами профессиональной этики;

-непрерывность профориентационного процесса, пролонгированные наблюдения за процессами профессионального становления и развития;

-приоритет интересов и возможностей личности, гуманистический характер профориентации.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно- познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе посещения элективных курсов и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Работа с учащимися:

— Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл профориентационных занятий и др.;

— Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;

— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;

— Проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

Работа с родителями:

— Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

— Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

Памятка ученикам и родителям по профориентации

 

Памятка — Как правильно выбрать профессию

Советы-родителям-помогающим-школьнику-выбирать-будущую-профессию

Буклет-Типы-профессий

Буклет-Мой-выбор

Памятка-родителям-Правила-выбора-профессии

https://copp75.ru/college-map